Экологическое образование и в мире, и в России считается сегодня приоритетным направлением обучения и воспитания учащихся общеобразовательных школ.
Конференция ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 году, обсуждавшая проблемы окружающей среды и развития образования, в своих документах и решениях также подчеркнула огромное значение экологического образования в реализации стратегии выживания и устойчивого развития человечества.
Высшей и конечной целью экологического образования (ЭО) и воспитания считается формирование эксцентрического типа экологического сознания, так как только сознание определяет поведенческие реакции человека, его поступки, выражающиеся в экологической культуре. Экообразование работает над экологической проблематикой, экосознанием, экокомпетентностью, экоценностями, экомышлением, экосовестью, экоповедением, экодеятельностью.
Условием результативности ЭО является организация жизни детей по законам экоразвития, так называемая экологизация. Это экологизация преподавания, обучения, отношений, взаимоотношений, мироощущения, жизнетворчества. При реализации модели ЭО показана высокая эффективность в формировании экологической культуры через организацию сообществ детей и взрослых.
ЭО должно касаться не только учителей экологии, географии, биологии, но и всех педагогов, непосредственно работающих с детьми. Очень перспективна интеграция в воспитательно-образовательном процессе экологии, географии и краеведения с историей и литературой.
ЭО предполагает гибкое использование разнообразных стилей обучения, формирование лидерских качеств и активной жизненной позиции.
Для достижения цели - формирования нового типа мышления молодого поколения, необходимо задействовать все методы и формы экологического образования и воспитания: интерактивные методы, анкетирование, работа в малых группах и в парах, ролевые, деловые и интеллектуальные игры, дискуссии, мозговой штурм, обсуждение в круге, рисование, самообразование и самооценка, видеосъемка и просмотр видеофильмов, экологические практикумы, тропы и экскурсии, экологические экспедиции и полевые лагеря, тренинги, моделирование и защита проектов, участие в олимпиадах разного уровня, конференциях, слётах, творческих ярмарках. Наиболее эффективный способ реализации задач экообразования - это непосредственное участие учащихся в практической, природоохранной деятельности, направленной на решение экологических проблем своей местности. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении; работа по природоохранным проектам, создание и проведение экологических мероприятий с младшими школьниками, написание статей - уникальная возможность для школьников проявить себя, принести пользу окружающим и природе.
Об эффективности и результативности ЭО можно судить при наличии следующих компонентов:
С помощью типовых диагностических средств (критериально-ориентированных тестов, анкет, заданий, опросников, специально организованных наблюдений) проводится диагностика сформированности уровня экологической культуры по следующим критериям и показателям:
Важно помнить, что недостаточно работать в области экообразования только со школьниками. Люди всех возрастов и профессий нуждаются в информации, способной повышать их экологическую грамотность и культуру. Поэтому необходимо неуклонно проводить экопросвещение населения через средства массовой информации, привлечение в природоохранные проекты, другие мероприятия.
Анализ основных направлений экологического образования позволяет выделить и его новую парадигму тенденцию к регионализации. Совершенно очевидно, что ограничение перспектив устойчивого совместного развития побудило регионы к самостоятельному поиску путей и способов выживания в стремительно меняющемся мире.
Современные педагоги считают, что ориентир на развитие осознания уникальной ценности своего региона, как части общечеловеческого достояния, поможет сформировать у школьников ответственное отношение к природе, к окружающей среде в целом и к своим поступкам в общении с ней.
По материалам сайта www.eyge.ru