Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Интересное и полезное - для вас! | Регистрация | Вход
Категории каталога
Это интересно [38]
Книжные новинки [10]
Родителям и педагогам [7]
Писатели и книги [20]
Советы книголюбам [4]
Библиотекарю [18]
Юным читателям [11]
Меню сайта









Главная » Статьи » Каталог статей » Это интересно

Детские библиотеки: история и перспективы

Детские библиотеки сегодня — это, пожалуй, единственные доступные каждому ребенку учреждения культуры, куда может прийти любой, независимо от социального статуса и своих материальных возможностей. И, чем больше детей мы привлечем в библиотеку и заинтересуем хорошей книгой, музыкой, фильмом, электронным продуктом, "оторвав" их от искушений улицы, тем ценнее будет наш труд.

Детские библиотеки начали создаваться уже в конце XIX века. Так, в 1878 году известный библиограф и книговед А.Д.Торопов открывает в Москве первую общедоступную детскую библиотеку. К 1914 году их в России уже 20. Существовали планы развития сети детских библиотек. В резолюции "О работе детских библиотек" Первого Всероссийского библиотечного съезда (1911 г.) подчеркивалась важность "привлечения детей к чтению и необходимость оказания им помощи в выборе книг... Детские библиотеки признавались самостоятельными культурно-просветительским учреждениями, которые нужно открывать наравне с общественными и народными".

Детская литература сложилась из трех составляющих:

  • книги, написанные для взрослых, но постепенно прочно вошедшие в круг детского чтения;
  • адаптированные издания;
  • книги, специально написанные для детей и детского чтения.

С развитием детской литературы, осознанием необходимости целенаправленной деятельности по приобщению детей к чтению общество стало уделять все большее и большее внимание библиотечному обслуживанию детей, созданию условий для библиотечного чтения ребенка.

После 1917 года развиваются оба типа библиотек - детская и школьная. Причем в начале советского периода библиотечного строительства было очень четко определено их функциональное различие и назначение: школьная обеспечивала учебно-воспитательный процесс в школе, детская же способствовала самообразованию, свободному чтению ребенка, проведению досуга, дополняла то, что оставалось "за страницами учебника".

Конечно, детским библиотекам, так же как и всему библиотечному делу в СССР, были присущи заидеологизированность, в какой-то мере авторитарность, выражавшаяся в навязывании библиотечным работникам определенных шаблонов, схем, жесткость контроля и т.д., но, вместе с тем, детские библиотеки всегда стремились к главному - привитию любви к чтению, книге, к созданию доброй, теплой атмосферы в библиотеке, к тесной связи со школами. И, хотя культура всегда была на остаточном принципе финансирования, тем не менее, сеть детских библиотек продолжала развиваться.

Детские библиотеки в настоящее время, наряду со своими основными функциями, выполняют компенсаторные, во многом подменяя школьные библиотеки, детские клубы, кинотеатры, другие социальные институты, ранее занимавшиеся детьми.

Проблемы развития детских библиотек России те же, что и у библиотек других видов и типов: недостаточное финансирование, комплектование, материально-техническая база и оснащение библиотек современным оборудованием и техникой, проблемы удержания квалифицированного персонала.

Общей проблемой остается вторичное отношение к решению всех этих проблем со стороны органов власти, администрации и руководителей библиотечного дела, в том числе со стороны республиканских, краевых и областных научных библиотек, считающих проблемы детства второстепенными и отрицающих (в большинстве случаев) специфику библиотечного обслуживания детей, необходимость специальной подготовки персонала к работе с детьми и создания особой материальной и духовной атмосферы, учитывающей особенности детства.

Автор: Ольга Сёмина

По материалам Интернет-журнала "Меценат"

Категория: Это интересно | Добавил: Olga_Semina (15.12.2008)
Просмотров: 2030
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]