Не приходилось ли вам когда-нибудь говорить:
«Эту книгу я прочел за одну ночь!»? Слова наши, еще и произнесенные с
чувством, должны непременно убедить собеседника, что книга, о которой
мы говорим, стоящая и прочитать ее надо непременно. Только вот —
прочитать или проглотить? Дмитрий
Сергеевич Лихачев, вспоминая университетские годы, однажды
написал о своем учителе академике Льве
Владимировиче Щербе: «Мы за год успевали прочесть только
несколько строк из "Медного всадника"». Какая непозволительная роскошь
для студентов-филологов, которым положено каждый семестр только по
одному предмету прочитывать десятки книг! Но все-таки медленное чтение,
беседа с книгой дает много больше, чем простое утоление естественного
человеческого любопытства: «Каждое слово представлялось нам как остров,
— продолжает Дмитрий Сергеевич, — который надо было отыскать и описать
со всех сторон. У Щербы я научился ценить наслаждение от медленного
чтения». Беседа с книгой как беседа с другом, с которым
вы долго-долго были в разлуке, и вот наконец встретились, чтобы
послушать его историю. Разве вы станете его торопить, подгоняя рассказ
к тому мгновению, когда он открыл дверь в ваш дом? Скорее, потребуете
не пропускать ни одной подробности и будете подмечать каждый его жест.
Вот он чуть улыбнулся, вспомнив что-то забавное, а вот сдвинул брови —
и на лицо легла тень тревоги, теперь посмотрел прямо на вас — и в
глубине его глаз отразилось небо. Вам важны эти вроде бы мелочи: они
дополняют слова и помогают увидеть описанную ими картину. Беседа с хорошей книгой, как беседа с близким
другом, должна литься неспешно. Если вы сразу заглянули в эпилог
(«Хочется же узнать поскорее, чем все кончится!»), зачем читать
остальное? Можно ли оценить все очарование пейзажа, открывающегося с
вершины, если не затратить усилий на подъем? Можно увлечься сюжетом и
скорее, скорее перелистывать страницы... Но лучше — искать
взаимопонимания с книгой. Ведь каждое слово, писал Павел
Флоренский, — это символ, хранящий в себе множество значений.
А в художественном слове их еще больше. И соприкасаясь с пространством
нашего опыта, текст открывается не весь, не сразу, а словно
подстраивается под нас, дарит то зерно смысла, которое актуально нам
сейчас. Проходят дни и годы, мы меняемся, собираем новый опыт — и
книга, которую мы держали в руках когда-то, может рассказать нам новую
историю, заронить в сердце новое зерно. Поэтому, должно быть, в Средние
века, знающим был вовсе не тот, кто прочел много книг, — человек всю
жизнь мог читать одну-единственную книгу, исследуя каждое ее слово, как
чудесный остров, постигая в ней все новые и новые пространства
смысла.
Автор: Светлана Обухова Журнал "Человек без границ" http://www.manwb.ru/
|