Если
мы научимся работать вместе с детьми, тогда читающие дети будут нам
наградой, – эта мысль красной нитью проходила через все занятия Дня
школьного библиотекаря.
Профессор Наталья
Сметанникова, президент Русской ассоциации чтения, провела мастер-класс
«Современная читательская конференция: принципы и технологии», вовлекая
аудиторию в непосредственную практическую работу. Почему самое трудное
в организации конференции – это решить, чему она будет посвящена? Как
привлечь детей к такому решению? С чего начать? Первый шаг –
«напишите на карточке названия 2–3 книг, которые вы прочитали за
последний месяц». Шаг за шагом – и вот уже завязался увлекательный
разговор. Но как быть, если ребенок вовсе ничего за последний месяц не
прочел? Ведь сейчас в школу пришли дети нечитающих родителей. На самом
деле к десяти годам, ко времени окончания начальной школы, ребята
читают и хорошо, и много. Показатели чтения резко падают с переходом в
среднюю школу. Почему? С одной стороны, у подростка появляется много
новых увлечений и обязанностей, и некоторое снижение неизбежно. Но с
другой – резкое падение, уверена Наталья Сметанникова, вызвано жестким
прагматизмом: в сложившихся обстоятельствах и от учителей, и от
учеников требуется натаскивание на сдачу ЕГЭ, а не
чтение.
Выступление Валерии Стельмах, эксперта по
вопросам социологии чтения
фонда «Пушкинская библиотека», оказалось очень тревожным. «Что
происходит сегодня с домашними библиотеками? Опросы показали, что у 24%
семей книг вообще нет, у 39% – около 100 штук. Только у 4% семей
домашняя библиотека состоит из тысячи и более книг. А ведь в нашей
стране издавна складывалось трепетное отношение к книге, молитвенное
отношение к нашей великой классике. Наша классика – это символический
культурный капитал нации. И его-то сегодня транжирят и растаскивают – в
рекламе, в глянцевых изданиях, по телевизору. Задача учителя и
школьного библиотекаря сегодня многократно усложняется: не только
привлечь детей к великой книге, но и саму книгу извлечь из того
контекста, в который она погружена
антикультурой».
«Что такое хорошая и что такое плохая
детская книжка?» – на
мастер-классе литературного критика-обозревателя Ксении Молдавской
спорили, думали, шутили и даже провели детективное расследование: что
может рассказать книга ребенку и его родителям, если они пока еще не
прочитали ее и даже не открыли, а только взяли в руки? Очень и очень
многое. Но и детей, и родителей надо этому научить. Кто научит?
Конечно, библиотекарь, кто же еще!
Татьяна Рудишина,
главный библиотекарь Центральной детской библиотеки
им. Гайдара, вместе с Ксенией Молдавской познакомили собравшихся с
новинками детской литературы в обзоре «От апреля до
апреля».
Ольга Мяэотс, заведующая детским читальным
залом Библиотеки иностранной
литературы, и Людмила Сухова, заведующая библиотекой гимназии № 5,
города Сергиева Посада, провели круглый стол «Школа учит ЧИТАТЬ. А кто
научит ЛЮБИТЬ чтение? Что тут может сделать школьная библиотека?».
Может немало. Ведь о чем сегодня забывают и дети, и родители? Да о том,
что именно книга помогает нам всем, а ребенку в особенности, понять и
самих себя, и другого человека.
Логопед-педагог Елена
Вренева провела лекцию-консультацию «Если у
ребенка проблемы с чтением. Что такое дислексия и дисграфия и чем может
помочь библиотекарь?». Специалист-логопед предупреждает: чтение –
нелегкий труд для малыша, поэтому только тогда, когда навыки чтения уже
достаточно отработаны, ребенок начинает не только читать, но и понимать
прочитанное. Трудности и ошибки при чтении могут быть вызваны самыми
разными причинами: это и педагогическая запущенность, и утрата
мотивации, и сложности роста, и ослабление зрения. Наконец, это может
быть дислексия. У детей с этой проблемой всегда наблюдаются и нарушения
устной речи. И первый шаг помощи – научить детей слушать, рассказывать
им интересные истории, понемногу вовлекая в разговор. А если при этом
включить музыку – совсем хорошо. Музыка, а особенно пение, наилучшим
образом воздействует на речевые умения
ребенка.