В самой библиотеке есть добиблиотечная часть, до электронных воротец.
Там полно стендов, на которых размещается куча информации: листовки о
событиях в городе, о деятельности разных групп - помощи детям, пожилых,
любителей писать стихи и так далее - все увешано. Целый стол с
листовками и брошюрами всякой финансовой помощи - как заполнять
налоговую декларацию, как бизнес оформлять - множество пособий и
инструкций плюс адреса организаций, что помогают. Большой ящик для
пожертвований - если хочешь подарить книги или журналы библиотеке -
опускаешь туда. Дарят много, иногда стоят корзины и ящики на полу
дополнительные. Потом стенд вдоль стены, где библиотека продает свои
списанные книги и журналы. Стоят дешево - в бумажной обложке 50 центов,
в твердой - доллар, журналы иногда и по 20, и по 5 центов. Деньги
опускаешь в банку из-под печенья и берешь сам все, что хочешь. Тут же
новости библиотеки, события, конкурсы, встречи с
писателями.
Потом электронные воротца и большой прилавок с обслуживанием -
компьютеры и работники. Сдавать книги просто - опускаешь в прорезь
ящика к ним - они постоянно забирают и сами
оформляют.
Книги никто не ограничивает - можно брать сколько угодно, и я постоянно
видела людей со стопками высотой до подбородка. Оформляют их на три
недели и дважды можно продлить, если захочешь. Итого - девять недель
максимум.
Слева от входа сразу был детский отдел, для совсем масявок. Полки и
шкафы там были низкие, а посередине стол гигантский круглый стол, тоже
низкий, с разбросанными деревянными пазлами. Даже совсем с крохотными
детьми там можно посидеть, порассматривать книги, побродить вдоль
полок. Хотя наша детка была уже не совсем малышка, первые книги мы
брали ей именно там. Крупные буквы, простые
предложения.
Русские
родители здесь говорят, что привозят свои книги, но малыши
предпочитают американские - даже если не понимают, в чем там дело.
Книги сделаны по другому принципу, чем в России. Это история -
придуманная, с каким-то поворотом, часто забавная очень, иногда
трогательная и такая... не "о чем", а "о чувствах" - любви,
одиночества, дружбы, книжка-настроение. Текст не основной в книге, он
равноправен с иллюстрациями. Иллюстрации очень хороши и их много в
книге, собственно это нить картинок с текстами под ними. Для масявок
это одна-две строчки, для постарше - абзац. Читать и смотреть ее -
сплошное удовольствие. Ближе всего из наших книг на это похожи сказки
Сутеева с картинками. Здесь не мучаются художественными амбициями и
самовыражением, чем так часто грешат наши художники-иллюстраторы. Книги
для малышей оформлены именно так, как нравится малышам - с крупными,
ясными, яркими изображениями, милыми и
понятными.
Дальше идет раздел с книгами для школьников. Художественная литература
и нон-фикшн. Если бы я маленькая могла ходить в такую библиотеку!
Обилие ярких дивных книг по всем областям интереса - от пород черепах
до разрезов средневековых
зданий.
Карлсона, однако, не нашлось
:).
Я думаю, у нас он так популярен из-за мультфильма. У американцев же
главная книга Астрид Линдгрен - Пеппи (хотя она оказалась вовсе даже
Пиппи!) Длинныйчулок. Про нее есть и фильм, и мультфильм, оттого и книг
про нее стоит
пол-полки.
Везде по залу стоят столы и компьютеры. Дети за столами делают уроки,
пишут доклады в школу, валяются как-то. За компьютером в детской зоне
могут быть только дети или взрослый в сопровождении ребенка, не
умеющего печатать и нуждающегося в
помощи.
Дальше огромный растекающийся зал взрослой
литературы.
Есть художественная всякая, поделенная на разделы - фантастика,
мистери, современная, любовный роман, приключения, классика. Есть
огромный раздел нон-фикшн. Там биографии, искусство, мемуары, история,
домоводство и что только можно придумать. Есть все журналы, которые
выпускаются в Америке, ну, или в окрестностях - женские, мужские,
специализированные: политические, научные... Есть раздел аудио - куча
музыки классической, джаз, детская, народная. Есть раздел видео - там
можно бесплатно брать, в отличие от проката. Там большей частью
художественные авторские фильмы, много классики, есть видео
образовательное - от йоги до кулинарии, от пород кошек до National
Geographic.
Есть отдел "Книги на аудиокассетах (или дисках)". Многие слушают их в
автомобилях - ехать долго, хайвей не требует маневров - и слушаешь
классику, начитанную хорошими актерами - с ясным, правильным языком. Я
все хотела взять такую книгу вместе с текстом. Взяла "Хоббита", но диск
оказался не чтением, а радиоспектаклем - ооочень хорошим, но негодным
для моих
целей.
В конце зала "референс отдел". Там сидят за столом очень приветливые
люди, и за ними высоченные шкафы, набитые энциклопедиями и
справочниками. Я там просто ходить не могу. На дом их не дают, можно
только страдать за столом в
окрестностях.
Люди
из справочного отдела очень милые. Все первое время я их страшно
эксплуатировала. Они мне помогали найти материалы для детки, чтобы она
скорее выучила язык. Они показали и посоветовали мне много всего - от
книг до кассет и компьютерных дисков с разными играми, квестами и
незаметным выучиванием слов. На дисках были герои любимых мультфильмов
и программ - голубая собачка Блу, Дора с обезьянкой Бутсом, обитатели
улицы
Сезам.
Столов и кресел, где можно читать или заниматься, множество по всему
залу. В центре же стоит блок столов с компьютерами и доступом в
Интернет. Все первое время я приходила туда читать почту. Компьютеры не
самые современные, но доступ бесплатный. Над каждым компьютером
карточка с цифрами - сколько минут его можно занимать - от пяти минут
на поиск по библиотечному каталогу до часа. На видном месте сам
записываешь время, когда сел и работаешь. Те, кто ожидает очереди,
обходят столы, смотрят, у кого осталось недолго до конца срока и
пристраиваются за спиной. Надо сказать, раздражает слегка. Любую
страницу можно послать на принтер в центре стола. Никто тебе не
считает, просто, если распечатываешь больше, чем страница из
библиотечного каталога, кладешь монетки в приготовленный пакетик - по
10 центов за страницу и оставляешь на выходе. То же самое, если
снимаешь из книги копию
страницы.
Выбрав книги, оформляешь их у очень приветливых тетенек или сам у
автомата. Проводишь карточкой, корешками книг - и все зашло тебе на
счет, книги размагнитились, а ты получил чек с указанием названий и
срока их
возвращения.
За
просроченные книги нужно заплатить штраф, но мои дрожащие коленки -
сейчас будут ругать! оказались напрасными. Никто не ругался, все
по-прежнему улыбались, за диск или кассету берут доллар за день
просрочки, за книгу - 25 центов. Со временем я приноровилась продлевать
книги по телефону или в Интернете, и эта проблема
исчезла.
У всех библиотек нашего "сounty" общий Интернет-сайт. Удобство
Интернетовских услуг здесь просто неимоверное. Я могу отследить свой
счет
- какие книги у меня, когда им срок сдачи, продлевала я их или нет.
Поиск
по каталогу тоже страшно удобен. Я могу найти любую книгу и посмотреть,
в библиотеках каких окрестных городов она есть. Статус ее - на руках
или на полке - тоже сразу выясняется. А дальше - либо ехать за нею,
если она есть у нас. Либо заказать. Если она на руках и в нашей
библиотеке, ее не выдадут никому по возвращении, а позвонят мне. Если
книга в другой библиотеке, ее просто закажут мне по межбиблиотечной
доставке, и она тоже приедет ко мне вскорости. Когда я помогала в школе
с уроками по искусству рококо, ко мне приходили просто пудовые альбомы
всяческих
Фрагонаров.
Детей поощряют читать самыми разнообразными способами. Во-первых, в
школе есть библиотечный урок каждую неделю. Я подружилась с
библиотекаршей миссис Миллер, тоже заимела карточку и доступ в школьную
библиотеку и проводила там много времени. Библиотека в большом уютном
зале, с коврами и столами, с массой книг и справочной литературы. Мы
даже нашли полку книг про Россию, когда доклад писали про страну. Одна
просто изумительная, я детке оттуда про историю читала российскую,
сделана она русскими, специалистами из разных музеев и академий.
Вернее, сделана американцами, но написана русскими, поэтому клюквы там
нет, очень красиво оформлена - как альбом с коллажем очень качественных
репродукций и текстами между ними. Но есть клюквенные - "Один день в
российском городе", там жуткие фото и подписи. Семья такая ...
забойщика-бурильщика, на всех лицах печать вырождения, вокруг стола, на
котором миска салата, гречка и ножки буша - и подпись: "Традиционный
обед, состоящий из апетайзера, вареной крупы и птицы, в типичной
русской
семье"...
В день, когда у детей библиотечный урок, все приносят книги из дома.
Книги оставляют в корзиночке, ее несет дежурный в библиотеку. Все идут
налегке, в библиотеке садятся на пол полукругом, и библиотекарь читает
им какую-нибудь книгу. Малышам - детские с крупными рисунками и
подписями на страницах, детям постарше - истории про детей и
подростков. Дети всегда в восторге, смеются громко и ахают, если
маленькие. Потом они немного обсуждают книгу и идут брать новые себе. В
центре зала стоит стол, на котором вазочка с линейками и карточки детей
- пластиковые карточки с цветными фото. Линейку надо взять и идти на
поиски книг, книги стоят в идеальном порядке по полкам, и чтобы его не
ломать, нужно всунуть линейку, отжать ею книги, вынуть свою, оставив
линейку на ее месте на время просмотра. Если не хочешь брать книгу,
возвращаешь ее на то же самое место, не ошибешься. Те, кто выбрал - не
шумят, садятся тихо за столы или на пол и читают. Когда выбрали все -
идут оформлять. На столе в центре стоит печать с чернилами, дети ставят
штампик дня, когда им надо вернуть книгу - всем очень нравится эта
процедура. Потом берут карточку и идут к столу, там библиотекарь за
компьютером, проводит по сканеру книгой и карточкой - и все автоматом
записывается на твой счет. Мне, как взрослой, можно брать не одну, а
четыре книги, и не на неделю, а на
три.
После того, как все оформили книги, опять выстраиваются гуськом к
двери. Учительница говорит: "Что надо сказать?" - и все хором кричат:
"Спасибо, миссис Миллер!" - и выходят, показывая библиотекарю у входа
штампик, который
поставили.
Организованность всех процессов здесь просто потрясающая, столько всего
придумано, чтобы не тратить время, чтобы не терять вещи, не устраивать
суету и
давку.
В чтение вовлекают всяческими способами. В школе есть программа такая
"Reading is a key!". Каждый день дети записывают в дневник среди других
заданий на дом: читать. У каждого есть дневник чтения - там они
записывают все прочтенное - автора, название, количество прочитанных
страниц в день. За каждые 50 прочитанных страниц ребенку дают
звездочку-наклейку - и они приклеивают ее на свой ключ. На передней
стенке, под классной доской, висят большие ключи, вырезанные из черного
картона, с цветным фото ребенка с книгой - на этот ключ они и клеят
блестящие звездочки. За каждые 500 страниц дается право на картинку на
майке. У каждого есть майка - с расчерченными квадратиками на груди.
Они висят в классе на специальной вешалке. После 500 страниц дают
листочек, где ребенок рисует иллюстрацию к одной из прочитанных книг, а
потом ее перерисовывает на майку специальными фломастерами для ткани.
Следят за этим и помогают мамы-волонтеры. У некоторых детей к концу
года вся грудь изрисована, у некоторых две-три картинки. Эти майки
надевают на всякие события связанные с
чтением.
А событий масса и в школе, и в городской
библиотеке.
В городской библиотеке устраивают вечера, со сценами из книг,
разыгранными актерами. Или чтение для самых маленьких, с кукольным
театром, песенками и весельем. Постоянно конкурсы для детей. Наша
участвовала в конкурсе закладок. Все дети могли взять шаблон,
нарисовать свою закладку и сдать ее в библиотеку. Все закладки
участвовали в большой выставке на стене, а несколько лучших стали
официальными закладками библиотеки на следующий год. Их напечатали на
яркой бумаге и разложили везде по залу. Наша не стала победителем, но
стала лауреатом и получила специальный диплом и приглашение на
празднование.
Летом,
чтобы сохранить привычку к чтению, библиотеки проводят конкурсы
с этапами. В наше лето это был конкурс "Схватить дракона за хвост"
(игра слов с tail и tale). Детям выдали по большому плакату - рисунок
драконовой горы, к нему ведет дорожка из камушков. Читаешь 20 минут -
закрашиваешь камушек. Две промежуточных остановки - приносишь плакат -
тебе дают приз. Добираешься до верха горы - большой приз. Призы -
наклейки, купоны на пиццу на сброс полцены, карандаши, и в конце, когда
ты всех победил- прозрачного зеленого надувного дракона с пламенем и
свистом. Все бесплатно, лишь бы
читали.
Конкурс закладок проходил во время большой недели библиотек и чтения. В
школу каждый день приходили разные интересные люди, разговаривали с
детьми и читали им вслух принесенные книги. Я присутствовала, когда
пришли два копа из местной полиции, детективы, рассказывали о жизни,
потом читали вслух, а потом каждому подарили календарик со своим фото.
Мой ребенок вне себя от восторга был, потому что постоянно играет в
погони и захваты, у нее свое детективное агентство, папа ей купил
полный игрушечный набор - с бляхой, рацией, пистолетами и наручниками.
А тут живые полицейские! (На мой взгляд, несколько свинообразные, здесь
все упитанные - но ребенок не
заметил.)
Приходила и читала вслух мэр города, милая женщина со смешной фамилией
Татарка. Она тоже читала, потом отвечала на вопросы. Дети с восторгом
спрашивали - как стать мэром, что у нее каждый день за дела. Прочла она
книгу, как в класс пришел мальчик-венгр Ласло, и как его дети травили -
за то что он другой - и как все подружились в конце концов, с идеей -
мы все разные, но надо искать общее, что нас объединяет. Детка моя
сияла и шептала - это она для меня такую книгу
выбрала!
В эту неделю были два дня чтения в классе - тихий и шумный. В тихий все
принесли одеяла и подушки, любимых мягких зверей, устроили себе
гнездышки по всему классу и читали, валяясь. А в шумный день были те же
валяния на полу, но они собирались группками - каждый рассказывал про
свою любимую книгу, показывал ее и читал оттуда. Наша детка унесла туда
своих любимых "38
попугаев".
Мне будет не хватать этой общей с друзьями массы прочитанных книг за
плечами. Но очень нравится множество возможностей для чтения,
дружелюбие и удобство. Помните особенность наших библиотек? Все
хорошие книги были где-то в задних комнатах, за стойкой библиотекаря,
их надо было выпрашивать или дружить с библиотекарями, чтобы тебе
разрешали туда заходить. Здесь у меня постоянное ощущение, что я гуляю
свободно по эти задним комнатам с сокровищами...
Эта статья была написана в декабре 2004 года и впервые опубликована на сайте
7Я.руАвтор: Алика Калайда