Лет 30 назад наша страна не просто
считалась самой читающей в мире, так оно и было на самом деле. Все
читали книги. В каждой семье была библиотека! У кого-то побогаче, у
кого-то всего из нескольких томов, но читанных-перечитанных, любимых,
бережно подклеенных на истрепавшихся местах...
Детские книги делились по возрастам: «для дошкольного возраста», «для младшего школьного возраста», «для среднего школьного возраста». И книжка с картинками в тонкой обложке из первой возрастной категории стоила от 5 до 15 копеек! И было их у нас много и разных. Совсем малышовые выходили еще в серии «Моя первая книжка»: стихи Агнии Барто и Самуила Маршака, рассказики Любови Воронковой и сказки Владимира Сутеева. Их читали родители совсем маленьким детям, а дети от избытка чувств раскрашивали страницы неумелыми штрихами.
Научно доказано, да и на практике мы все убедились, что дети до 3-4 лет гораздо лучше воспринимают и запоминают рифмованные строки. Поэтому малявочкам лучше покупать стихи. И лучше всего – стихи, проверенные временем! «Наша Таня громко плачет», «Жил человек рассеянный», «Муха-муха Цокотуха» – какие мы в детстве стихи любили, такие и нашим детям (и внукам!) понятны будут. Мой сын, например, в 2 года наизусть знал «Сказку о Попе и работнике его Балде». Пушкин уж точно не устаревает.
Лучше искать книжки потоньше и подешевле, чтоб не грустить и тем более не ругать детку, если порвет книжицу (в пылком порыве не рассчитает силу, листая любимые страницы) или раскрасит. Он научится беречь книги, когда полюбит их и будет чуть сознательней.
В выборе прозы для малышей я бы тоже посоветовала остановиться на классике. Но тут нужно быть настороже: сейчас много книг выпускаются в виде комиксов. Я видела в таком виде и сказки братьев Гримм, и повести Кира Булычева. На обложке – любимый писатель и знакомое название, а под ней – сомнительного качества картинки с «адаптированными» комментариями. Такие книги точно любви к литературе не привьют. Не будем мы детей на суррогатах воспитывать!
Когда ребенок сам научится читать, свои первые книжки он перечитает самостоятельно довольно быстро, и если мы не ошиблись в их выборе, не ленились регулярно их читать вслух, потребует новых – интересных и увлекательных.
А вот тут уже подойдет не всё, что читали мы после 6 лет. Кучу своих, бережно сохраненных книг «для младшего школьного возраста», я отнесла на помойку, когда поняла, что моему сыну это не нужно. «Ленин и дети», «Октябрятская неделя», «Таня-революционерка» – мы на этом воспитывались, но у наших детей другие кумиры.
Радует, что хоть Виктор Драгунский, Астрид Линдгрен и многие другие остаются в неизменном фаворе. Еще мой сын лет 5 не расставался с «Николой и его друзьями» Ж.Ж.Семпе и Р.Госсини. Глядя на это, я покупала такие же книжки на дни рождения его приятелей – реакция одинаковая, всем детям понравилось, хотя никто из взрослых не похвалил.
Всевозможных гаррипоттеров, танягроттеров, эрагонов – читают почти все дети. Даже не особенно любящие это занятие. Другое дело, что, на мой взгляд, пользы от этого чтива не больше, чем взрослым от детективов Донцовой. После таких книжек даже на Александра Дюма и Фенимора Купера долго нужно настраиваться. Рекомендовать я бы их стала только со словами «лучше, чем ничего».
Хорошо, если наши дети вырастут начитанными и образованными, будут любить и понимать Толстого и Достоевского. А для начала будут просто любить читать книги. Давайте им поможем развить в себе это прекрасное чувство.
Автор: Татьяна Димитрова