Мутный поток навязывания идей, товаров или услуг посредством конференций, служб электронной рассылки и других элементов сети, рассылка скандальных и оскорбительных посланий составляют лишь одну сторону коммуникаций в сети. В борьбу с этими отрицательными моментами вступает растущая потребность в соблюдении определенных правил поведения" которые делают сетевые коммуникации удобными и безопасными. Правила поведения и правила хороших манер для пользователей сети часто именуют "сетевым этикетом" или "сэтикетом". Большинство этих правил не носит никакого специального характера, а просто представляет собой повторение правил хорошего тона, принятых в обществе в целом.
Одни из самых известных правил "сетевого этикета" (Shea, 1994) базируются на десяти принципах: - Помни о человеке.
- Во время коммуникаций в режиме он-лайн придерживайся тех же правил поведения, что и в реальной жизни.
- Знай, в каком месте сетевого компьютерного пространства ты находишься.
- Уважай чужое время и пропускную способность.
- Будь вежлив при общении в режиме он-лайн.
- Делись специальными знаниями.
- Не выплескивай эмоции.
- Уважай частную жизнь других людей.
- Не пользуйся своими возможностями в дурных целях.
- Прощай чужие ошибки.
Списки такого рода – не просто самодеятельность нескольких озабоченных или обеспокоенных пользователей. Доказательством этому служит огромное количество возмущенных посланий в ответ на действия, считающиеся серьезным нарушением "сетевого этикета". Сложные дискуссии в конференциях о допустимости или недопустимости того или иного нарушения этих правил, ставшего достоянием гласности, также легко найти в сети. Однако следует признать, что забота об этичности поведения не является в Интернет-общении доминирующей. Как указал один комментатор, "фрагментарный характер Интернета препятствует развитию и распространению философской основы этических норм. Многоопытные пользователи могут придерживаться неписаных правил, но их число постоянно разбавляется потоками вливающихся в сеть новых и неопытных пользователей" (Langford, 1995). Данная цитата явно подразумевает необходимость создания чего-то более разработанного и общепринятого, чем просто проявления доброй воли, зафиксированные в "сетевом этикете''. (Из доклада П. Стерджеса "Свобода выражения и места публичного доступа в информационные коммуникационные сети") Источник: Информационно-библиотечная сфера: Международные акты и рекомендации: Сб.справ.-норматив. и рекомендат.материалов / Сост.: Е. И. Кузьмин, В. Р. Фирсов. – М.: Либрея, 2001. – 272 с.
|