Данные ВЦИОМ
говорят о том, что мы наконец пришли к тому, к чему
стремились все эти 15 лет, – воспитали страну идиотов. Если
Россия и
дальше будет двигаться этим же курсом, то ещё лет через десять не
останется и тех, кто сегодня хотя бы изредка берёт в руки книгу. И мы
получим страну, которой будет легче править, у которой будет легче
высасывать природные богатства. Но будущего у этой страны нет! Именно
эти слова я произносил пять лет назад на заседании правительства. Время
идёт, а процессы, которые ведут к деградации нации, никто даже не
пытается понять и приостановить.
У нас происходит полный разрыв
слов и дел. Все говорят об инновациях, но при этом не делается ничего,
чтобы эти лозунги начали осуществляться. И объяснения «Я так много
работаю. Когда же мне ещё и читать?» не могут служить извинением.
Поверьте, наше поколение работало не меньше, но время для чтения при
этом всегда находилось. А производительность труда в обществе несколько
десятков лет назад была выше, чем сейчас. Сегодня же чуть ли не
половина трудоспособной молодёжи работает в охранных организациях!
Получается, что все эти молодые парни – тупые, ограниченные люди,
способные лишь бить морду?
Вы спрашиваете, зачем
вообще человеку
читать. Опять-таки приведу пример: организмы человека и обезьяны очень
близки по всем своим характеристикам. Но обезьяны не читают, а человек
читает книги. Культура и разум – вот основное отличие человека от
обезьяны. А разум основан на обмене информацией и языке. И величайший
инструмент обмена информацией – именно книга. Раньше, начиная ещё со
времён Гомера, существовала устная традиция: люди сидели и слушали
старцев, которые в художественной форме, через сказания и легенды
прошедших эпох, передавали накопленные поколением опыт и знания. Потом
возникло письмо и вместе с ним – чтение. Традиция устного сказа угасла,
а теперь угасает и традиция чтения. Возьмите как-нибудь и хотя бы ради
любопытства перелистайте переписку великих. Эпистолярное наследие
Дарвина, которое сейчас издаётся, – 15 тыс. писем. Переписка Льва
Толстого тоже занимает не один том. А что останется после нынешнего
поколения? Их эсэмэски будут издавать в назидание
потомкам?
Я давно предлагал изменить критерии приёма в высшие учебные заведения.
Не надо никаких экзаменов – пусть абитуриент напишет сочинение на пяти
страницах, в котором объяснит, почему он хочет поступить на тот или
иной факультет. Умение грамотно изложить свои мысли, суть проблемы
демонстрирует интеллектуальный багаж человека, уровень его культуры,
степень развития сознания. А ЕГЭ, который сегодня используют, не может
дать объективной картины знаний школьника. Он построен лишь на знании
или незнании фактов. Но факты далеко не всё! Впадает ли Волга в
Каспийское море? Ответ на этот вопрос заслуживает не галочки в
соответствующей клеточке, а отдельной серьёзной беседы. Потому что
миллионы лет назад Волга впадала не в Каспийское, а в Азовское море,
география Земли была другой. И вопрос из хрестоматийного превращается в
интересную проблему. Чтобы решить её, как раз-то и требуется понимание,
которого без чтения и образования добиться невозможно.
Автор: Сергей Петрович КАПИЦА. 1928-2012