1. Прежде всего следует отметить, что законодательные новации власти в виде ФЗ-83 ведут к узакониванию уже существующей порочной практики платных услуг в учреждениях бюджетной сферы, т.е. бьют в первую очередь по карманам граждан. Сохранив на «переходный период» до 1 июля 2012 года в рамках субсидий прежние объемы государственного финансирования, власти не собираются индексировать его в связи с инфляцией, то есть реальное госфинансирование сократится. Реестр платных услуг как таковой в ФЗ-83 не описан и не предусмотрен, что оставляет лазейку для возможных злоупотреблений. Так и не ясно, в каком объеме будет финансироваться государственный заказ по истечении «переходного периода».
2. Реализация в полном объеме ФЗ-83 превращает сотрудников школ и вузов, больниц и поликлиник, библиотек и музеев в
заложников* своих руководителей, на которых и без того управу найти не просто. Сотрудники бюджетной сферы теряют и те крохи социальной защищенности, минимальных гарантий против произвола директоров, которые имели и пока еще имеют.
3. Учреждения социальной сферы, став «новыми бюджетными» или автономными, вынуждены будут нести полную финансовую ответственность за результаты своей хозяйственной деятельности. В условиях, когда централизованные бухгалтерии будут упразднены, каждое такое учреждение будет нуждаться в квалифицированных руководителе и главном бухгалтере, до тонкостей владеющих всеми нюансами работы в новых условиях. В разы усложнится система отчетности.
Необходимых кадров в должном наличии нет, и на данный момент их в массовом порядке никто не готовит. Это может привести к сокращению числа учреждений социальной сферы, особенно в российской глубинке, в малонаселенных и удаленных от крупных городов поселениях. При этом в качестве формального предлога, например, для закрытия таких школ власти будут использовать малокомплектность, исходя из принципа нормативно-подушного финансирования, или нехватку учителей-предметников.
4. Вступление в силу в полном объеме ФЗ-83 будет означать с
нятие ответственности с государственных органов не только за произвол, но и за коррупцию на местах, в самих учреждениях социальной сферы. Все средства, вырученные за счет платных услуг, отныне не будут перечисляться в бюджет, при этом автономные учреждения, созданные в организационно-правовой форме некоммерческих организаций, не будут платить налоги, например, налог на прибыль. Да еще при этом иметь вполне законную возможность учреждать коммерческие структуры, которые будут перечислять свою прибыль учредителям, но отнюдь не в бюджет. Фактически тем самым узаконивается система «внутренних оффшоров». Видимо, поэтому многочисленные лоббисты и пропихивали принятие ФЗ-83 в такой спешке, без всестороннего обсуждения и антикоррупционной экспертизы.
5. Автономным учреждениям дано право открывать расчетные счета не только в структурах Федерального казначейства, но и в коммерческих банках, а также не участвовать в обязательных процедурах, предусмотренных законодательством о государственных закупках. Можно предположить, что возможности оперативного вмешательства контролирующих государственных органов в сомнительную финансово-хозяйственную деятельность руководства этих учреждений будут сведены к нулю. А это может дать возможность кредиторам обращать взыскания долгов на имущество этих учреждений, что в конечном итоге может привести к их банкротству и последующей продаже с перепрофилированием.
6. Власти готовятся к вступлению в силу в полном объеме ФЗ-83 не только путем разработки нормативных актов, региональных законов, постановлений правительства, выпуска ведомственных инструкций, но и проводя в ускоренном темпе сокращение числа средних школ, их «укрупнение». Под этим предлогом идет не просто
сокращение педагогических
кадров, банальное увольнение неугодных, но и высвобождение школьной недвижимости. Как только наступит «вожделенная» дата 1 июля 2012 года, а то и раньше, эти здания будут выведены из социального оборота, утратят свои нынешние образовательные или культурно-досуговые функции, станут объектом коммерческим и вполне могут быть реализованы по рыночным целям, при этом вырученные от продажи средства, скорее всего, в бюджет не вернутся.
7. Введение новых образовательных стандартов в средней школе и особенно т.н. «европейских образовательных норм» в высшей школе в рамках «Болонского процесса», в частности бакалавриата и магистратуры, не решит проблем отечественных университетов, институтов и академий, а всего лишь упростит процесс отъезда наиболее квалифицированных студенческих и научных кадров за границу. Это неизбежно
приведет к падению уровня отечественного образования, поскольку научное руководство дипломниками и аспирантами и выпускающие кафедры отодвинуты в магистратуру, куда по понятным причинам попадут далеко не все бакалавры. Соответственно будут урезаны базовые учебные планы, произойдет сокращение профессуры и преподавательского состава, покинувшие же стены вузов бакалавры вряд ли смогут найти себе рабочие места – большинству работодателей, привыкших к советской системе дипломированных специалистов, выпускники с «усеченными дипломами» вряд ли будут нужны.
8. Разъясняя гражданам все минусы ФЗ-83, в качестве программы-максимум на данный момент мы требуем его отмены, в качестве программы-минимум - общественного контроля со стороны родительской и педагогической общественности как за разработкой проектов региональных нормативных актов, вытекающих из ФЗ-83 и конкретизирующих для нашего города положения этого рамочного закона, так и их утверждением. Это означает включения представителей общественности в рабочую группу,
проведение полноценного общественного обсуждения проектов, их обязательной антикоррупционной экспертизы.
9. При этом необходимо отметить, что ФЗ-83 не является каким-то отдельным, из ряда вон выбивающимся антинародным законом. Это – лишь одно из звеньев в деятельности исполнительной и законодательной (в виде депутатского большинства от ЕдРа) властей РФ на полную ликвидацию «советского наследия» в социальной, образовательной, культурной сфере, уход государства из этих сфер, их приватизацию и коммерциализацию. Начиная с введения «Болонского процесса» в высшей школе (2003 год), через «монетизацию льгот» по ФЗ-122, последующие за ними принятие закона об «автономных учреждениях» и «введение тестовой» системы ЕГЭ до перехода к принципам «подушного финансирования» в отраслях социального обслуживания граждан – вот траектория такого движения. Все эти меры связаны со стремлением российских властей добиться скорейшего принятия РФ в ВТО (Всемирная торговая организация). Условия приема в ВТО требуют для каждой страны-члена ВТО «либерализации рынка услуг», под которыми понимаются образование, здравоохранение, культура, жилищная сфера, общественный (социальный) транспорт и т.п.
10. Отсюда вытекает, что борьба против ФЗ-83 и его негативных последствий, сейчас и сконцентрированная на проблеме коммерциализации бюджетной сферы путем раздела нынешних бюджетных учреждений на казенные, «новые бюджетные» и автономные, должна вестись против политики властей в социальной сфере как таковой. Поскольку действие ФЗ-83 может быть для властей эффективным лишь в комплексе с иными законами и постановлениями, уже вступившими в силу или находящимися в процессе подготовки, то мы выступаем и против перечисленных выше нормативных актов и административных решений.
11. Соответственно наша кампания против ФЗ-83 объективно носит политический характер, ибо ставит перед собой политические цели, как-то, отмену этого закона и изменение всего вектора политики государства в социальной сфере. Другое дело, что не стоит путать политический характер нашей деятельности с текущими или более отдаленными (предвыборными) интересами тех или иных политических сил, партий, их вождей и «вождиков». Объективная политизация в деятельности социальных движений непартийного толка, каковыми являются и «Питерские родители», и Движение гражданских инициатив, и объединения профсоюзных активистов, не означает того, что они должны стать «массовкой» для тех или иных политических сил. Мы не должны действовать в их фарватере в качестве несамостоятельных и «неразумных младших партнеров», да еще под «чутким руководством» функционеров, к примеру, РКРП («РОТ фронт») или «Яблока».
12. Взаимная солидарность социальных движений, выдвижение ими политических лозунгов, например, требование отставки министра образования и науки РФ на митинге 24 июня 2010 года, проведение совместных акций с приглашением на мероприятия «Питерских родителей» представителей ДГИ и ЦВР, как это уже имело место, - вещь необходимая и неизбежная, если мы хотим добиться минимальной эффективности наших публичных мероприятий. Взаимодействие же с политическими силами должно строится на принципах самостоятельности социальных активистов, их независимости при принятии решений, привлечении партийцев в качестве помощников при организации публичных кампаний, консультантов, экспертов на четко оговоренных заранее и понятных и им, и нам основах. Привлечение к нашей протестной кампании оппозиционных депутатов, выступающих против ФЗ-83 и антисоциальной политики властей в целом, возможно и полезно, но опять-таки на описанных выше принципах.